Я живу музыкой

Каждый день после школьных уроков десятки юных нейчан торопятся в детскую школу искусств, чтобы под руководством опытных и профессиональных педагогов постигать азы музыкальной грамотности, осваивать различные инструменты, учиться слушать и чувствовать музыку. В числе педагогов, целиком отдающих себя детям, — Татьяна Николаевна Панова. В детской школе искусств она преподает уже 20 лет, и это годы плодотворного труда и постоянного профессионального роста. Накануне Дня учителя мы поговорили с Татьяной Николаевной о ее творческом и жизненном пути, о принципах преподавания и перспективах в работе.


— Татьяна Николаевна, с чего начинался ваш путь к музыке?
— Конечно же, с обучения в музыкальной школе. В 9 лет я поступила в музыкальную школу, в класс аккордеона. Первым учителем у меня был Владимир Павлович Кудряшов, а затем я продолжила обучение у Галины Борисовны Пшеницыной. Занималась с большим увлечением и желанием, хотелось играть и играть. Играла много: кроме программы, которую надо было сдавать, сама разбирала понравившиеся пьесы из нотных сборников, много читала с листа. Из любимых предметов в школе были специальность и музыкальная литература. В школе я проучилась 6 лет, а затем в 1996 году поступила в Буйское областное училище искусств (сейчас Буйский областной колледж искусств), в класс преподавателя В.В. Розенмана. В училище интерес к занятиям только вырос. День начинался в 6 утра и заканчивался в 9 вечера. Заниматься надо было много. Одной специальностью занималась по 6 часов в день (Владимир Витальевич даже «выгонял» меня из училища). Кроме основного инструмента в оркестре играла на домре альт, в ансамбле народных инструментов «Экспромт» играла на звончатых гуслях (осваивала их сама по самоучителю) и еще было общее фортепиано. Нагрузка была большая, но усталости не чувствовалось, всегда старалась следовать распорядку дня, училась ценить время и постоянно занималась самовоспитанием. Эти привычки помогают мне и по сей день. Училище я закончила в 2000 году с красным дипломом. Всегда вспоминаю учебу как самые лучшие годы жизни.
С 2000 года я стала преподавать в детской музыкальной школе, а в 2001 поступила на заочное отделение музыкально-педагогического факультета Костромского педагогического университета им. Некрасова в класс преподавателя В.Д. Соловьевой, замечательного человека, истинного музыканта, педагога от Бога. В это время у меня появился готово-выборный аккордеон, стало больше возможностей в выборе репертуара. Между сессиями я каждый месяц ездила на уроки специальности к Валентине Дмитриевне. В институте я два раза принимала участие во Всероссийских конкурсах, став лауреатом 2 степени.
До сегодняшнего дня уже 20 лет я преподаю в детской школе искусств.
— В чем специфика работы педагога-музыканта?
— Я очень люблю то дело, которым занимаюсь, можно сказать, живу музыкой. Школа — это мой второй дом. Люблю своих учеников, на данный момент их у меня 15.Они все для меня родные. Специфика педагога-музыканта заключается, прежде всего, в индивидуальном подходе к каждому ученику. С каждым учеником занятия по специальности проходят индивидуально, и каждого ученика ты рассматриваешь в первую очередь как личность со своими способностями. Согласитесь, что именно такого подхода к детям не хватает в общеобразовательных школах.
— Какими принципами вы руководствуетесь в своей работе?
— Для меня, как для педагога, очень важно заинтересовать, увлечь, раскрыть и воспитать ученика. Хочу добавить, что больших успехов в обучении добиваются те дети, чьи родители не остаются в стороне. Взаимодействие с родителями очень важно. Из принципов обучения могу назвать в первую очередь мотивацию, затем — обозначение перспектив, если вижу, что ученик способный, сразу ставлю далекие перспективы. И, конечно,требовательность.
— В своей работе вы консервативны, или готовы меняться в соответствии с новыми требованиями?
— Сегодняшний темп нашей жизни заставляет педагога постоянно перестраиваться, идти в ногу со временем. Когда только начинала работать, у меня был хороший класс аккордеонистов, сейчас социальный заказ на гитару, стала осваивать и этот инструмент. Проходила курсы повышения квалификации, получила диплом о переподготовке, ездила на уроки к А.В. Овсянниковой (преподавателю по классической гитаре КОМК). Учусь постоянно, просто не представляю себе жизни без учебы, так как считаю, что пока человек учится, он живет.
— Насколько важно для вас и ваших учеников участие в конкурсах?
— Участие в конкурсах считаю обязательным, так как это показывает результат работы. И для ученика это своего рода рост, совершенствование мастерства. Очень люблю поездки на конкурсы с ребятами и их родителями. Масса впечатлений, новых знакомств и встреч.
— Среди ваших учеников есть те, кто продолжил музыкальное образование?
— Мои звездочки — это Саша Судаков и Алина Лебедева. Саша закончил КОМК по классу баяна у В.Д.Соловьевой, сейчас является студентом 4 курса Нижегородской консерватории, Алина учится на 3 курсе дирижерско-хорового отделения КОМК.
— Расскажите о ваших личных достижениях и перспективах.
— В этом году я приняла участие в региональном конкурсе департамента образования и науки Костромской области «Профессионализм, творчество, успех», получила диплом 3 степени. Прошла муниципальный этап конкурса «Педагог года 2020». Также ежегодно принимаю участие в конкурсе методических разработок и научных статей. Из перспектив могу назвать реализацию проекта «Школа этнической социализации», куда входит народное пение, игра на народных инструментах и элементы русской пляски.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *